Под словом программы мы понимаем свои авторские информационно-методические разработки, большинство из которых уже давно нами используются на практике, прошли испытание временем и показали хороший результат, судя по отзывам их участников.

Все программы отличает периодичность занятий, связанных между собой единой темой и целью. В среднем это 5- 10 занятий, одно занятие - раз в неделю, продолжительностью до 2 час. Программы рассчитаны на групповую работу. Группа набирается из числа желающих участвовать в занятиях по конкретной психологической проблеме. Численность группы – колеблется от 25 до 5 человек.

Аудитории, на которых рассчитаны наши программы, можно разбить на 3 группы: дети; взрослые и семья; организации и коллективы.

    Взрослые и семья

    Программа «Сознательное материнство»

    Психологическое сопровождение женщин и супружеских пар во время беременности.

    Беременность – сложный период в душевной жизни женщины. Его следует рассматривать как кризисную ситуацию, которая может способствовать развитию личности, но и вызвать расстройства невротического характера.
     Психологическое состояние женщины во время беременности может быть различным. На него влияет множество факторов, но главным образом оно определяется отношением самой женщины к своей беременности. 

    До сих пор психологическая составляющая остается наиболее слабым звеном при подготовке женщины к беременности и родам. 

    Для решения данной проблемы была разработана авторская программа психологической помощи беременным женщинам и их мужьям «Сознательное материнство», которая реализуется с 2002 года. 

    Цель программы. Психологическая и физиологическая подготовка женщины к беременности, родам и сознательному материнству. 

    Продолжительность и структура программы. Программа состоит из 16 занятий продолжительностью 2 часа каждое с периодичностью один раз в неделю. Тематика занятий подразделяется на три блока: 
    Первый – Физиология и психология беременности; 
    Второй – подготовка к родам, овладение навыками самообезболивания и эффективного поведения в родах (родовые позы, дыхательные упражнения, голосовые упражнения, обезболивающий массаж, релаксация и др.); 
    Третий – Послеродовый период: психоэмоциональное состояние женщины после родов, уход за малышом, грудное вскармливание, общение с малышом, развивающие песенки и потешки, особенности психического развития младенцев, особенности взаимоотношений в семье после рождения ребёнка и т.д. 

    Методы работы. Вся программа построена на сочетании различных психотерапевтических методов с групповыми дискуссиями, беседами, играми, опросами и т.д. Основными психотерапевтическими методами являются: когнитивная психотерапия (техники работы с вредными мыслями, работа с тревогой и негативными эмоциями); арт-терапевтические техники; релаксация через визуализацию приятных образов и воспоминаний. Каждое занятие включает в себя упражнения из телесно-ориентированной психотерапии и гимнастику для беременных, а также пение по методу «Сонатал». 

    Категория участников. На программу приглашаются женщины на ранних сроках беременности (до 20 недель). Для женщин на более поздних сроках (после 30 недель) предлагаем сокращённый курс занятий по подготовке к родам (возможно как в группе, так и индивидуально). 
     Желательно присутствие на занятиях мужей (даже если речь не идёт о партнёрских родах). Подробная информация и практические занятия помогут мужу лучше понять, что происходит с его женой в этот период, а также оказать жене реальную помощь и поддержку и наладить взаимоотношения в триаде «Мать – Ребёнок – Отец». 
     Кроме того, предлагаем курс психологической подготовки супружеских пар к партнёрским родам. 

    Разработчик и ведущая: Чекмарева Г.Н.
     
    Результаты программы. 
    1. Беременные женщины и их мужья получают более полную информацию о физиологии протекания беременности и особенностях внутриутробного развития ребенка, что значительно понижает уровень их тревоги. 
    2. Беременные женщины научаются отслеживать свое тревожное состояние и работать с ним, развиваются навыки рефлексии. 
    3. У женщин происходит осознание беременности как состояния полезного для себя, ребенка и семьи в целом, актуализируется и осознается радость материнства и собственная женственность. 
    4. Женщины обучаются навыкам немедикаментозного обезболивания в родах, навыкам самопомощи в родах, что позволяет им избавиться от страхов перед родами. 
    5. Родители получают практические навыки по грудному вскармливанию и уходу за малышом. 
    6. Развивается образ «Я-мать» у беременной женщины, у ее мужа - «Я-отец», что приводит к более осознанному и ответственному отношению и к беременности, и к будущему родительству. 
    7. В супружеских парах формируется ценностно-ориентационное единство в вопросах семейной жизни, рождения и воспитания ребенка. 

     В качестве иллюстрации можно привести некоторые ответы участников программы из итоговой анкеты: «Изменилось отношение к материнству, себе и семье в целом», «Много интересной информации и положительных эмоций», «В результате занятий поняла, что родов не надо бояться», «Чувствую себя ПАПОЙ, а жену – МАМОЙ, и вместе мы – СЕМЬЯ», «Ещё больше утвердилась в своём убеждении о важности каждого дня до и после родов», «Занятия помогают приобрести состояние эмоционального комфорта и уверенности в благоприятном протекании беременности и исходе родов, дают полезную и правильную информацию в форме, доступной для всех беременных и их мужей».

    Программа «Родительская эффективность».

    Наша практика показывает, что наиболее частыми являются обращения к психологу родителей, дети которых имеют трудности в школе: проблемы с успеваемостью, нежелание идти в школу (вплоть до полного отказа учиться), проблемы с поведением в школе. 

     Исходя из понимания семьи как системы, можно утверждать, что проблемы ребенка - это личностные проблемы самих родителей, проблемы супружеских отношений, проблемы детско-родительских отношений. 

     В связи с этим возникает необходимость сделать процесс родительства осознанным и рефлексивным, предложив родителям участие в тренинге родительской эффективности. Под родительской эффективностью мы понимаем умение родителей создать в семье атмосферу, способствующую развитию психологически здоровой личности ребенка. 

     Данная программа работает с 1998 г. В ней участвовало более 150 родителей, это были и родители из одного класса, и родители, набранные в группу по собственному желанию. 

    Цель. Повышение уровня осознанности и рефлексивности родительской роли. 

     Задачи. 
    1. Познакомить участников с особенностями функционирования системы, механизмами влияния членов семьи друг на друга. 
    2. Дать представление о психологических особенностях развития ребёнка. 
    3. Содействовать осмыслению собственной родительской позиции и способов построения взаимоотношений с детьми. 
    4. Развивать навыки конструктивного родительского поведения. 

    Категория участников. Группа родителей не более 10 человек. 

    Периодичность и продолжительность. 12 занятий с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность 1 занятия -2 часа. 

    Методы работы. Беседы, групповые дискуссии, психотехнические упражнения, ролевые игры, арт-терапевтические техники. 

    Разработчики программы: Адаева Н.И., Миронова О.Г. 

    Ведущая программы. Миронова О.Г. 

     Отзывы участников программы: «Очень понравилось, узнала о проблемах детей и что с этим делать. Стала по другому смотреть на своего сына.», «Жалко расставаться, так много полезного и интересного было на этих занятиях». «Поняла, что до этого я делала много ошибок, воспитывая своих детей, теперь пересматриваю свои родительские позиции».

    Программа цикла занятий «Родительский университет».

    Цель - повышение психолого-педагогической грамотности населения в вопросах воспитания детей и формирования позитивных семейных отношений, профилактика наркомании и других зависимостей в детской и подростковой среде. 

    Задачи: 
    1. Привлечь внимание родителей к проблемам взаимоотношений ребенка с родителями, сверстниками, взрослыми; 
    2. Ориентировать родителей на принятие и понимание собственного ребенка, грамотное отношение к его развитию; 
    3. Обозначить пути решения проблем, возникающих в процессе воспитания и развития детей, в процессе жизнедеятельности семьи. 

     Темы занятий : 
    1. «Семья и как в ней уцелеть: стили семейного воспитания» 
    2. Возрастная периодизация (психополовое развитие). 
    3. «Конфликты в семье: пути разрешения» 
    4. «Проблема наказания и поощрения ребенка в семье» 
    5. «Психологические защиты у детей или почему ребенок лжет и/или ворует»
    6. «Психологическая подготовка к родительству семьи, ожидающей ребенка» 
    7. «Типологические особенности людей (темперамент) 
    8. «Профилактика вредных привычек» 

    Место занятий: городские учреждения и предприятия разных форм собственности, в том числе родительские собрания в образовательных и досуговых учреждениях города. 

    Формы занятий: лекции-демонстрации, групповые дискуссии, ролевые игры. 

    Количество участников. От 7 до 50 человек. Периодичность: 1 или 2 раза в месяц по согласованному с руководителем учреждения (предприятия) графику. 1 занятие - 2 академических часа 

    Программа разработана нами в 2005 г. В рамках программы "Родительский университет были проведены психологические занятия направленные на профилактику правонарушений несовершеннолетних, в том числе и наркомании в следующих учреждениях и предприятиях города: в/ч 3473; пожарная часть; МСЧ-59, Информационно-библиотечный центр; Центр «Лад»; МОУ ДОД "Детская школа искусств ; МУК «Музейно- выставочный Центр» ; МОУ ДОД «Школа циркового искусства»; МУЗ "Городской санаторий-профилакторий"; МОУ "Школа №218"; КБУ; д/с №11; МП "Автотранс" и др.. Всего в занятиях приняло участие более 3000 жителей города.

    Программа семейного лагеря выходного дня «Обыкновенное чудо»

    Психологи, непосредственно работающие с молодыми супругами и будущими родителями, отмечают недостаточную компетентность молодой семьи в вопросах построения семейных взаимоотношений, функционирования семьи как системы, которая должна решать ряд задач, начиная с хозяйственной и заканчивая воспитательной. Неподготовленность молодых супругов к семейной жизни ведет к конфликтам внутри семейной пары, с родственниками и, в дальнейшем, отражается на детях. Поэтому профилактика семейного неблагополучия, правонарушений несовершеннолетних должна начинаться с развития конструктивных и позитивных отношений между будущими родителями в молодой семье.

    Цель: Повысить психологическую компетентность молодых супругов в области семейных отношений, подготовить к сознательному родительству через общение с успешными многодетными семьями.

    Задачи:

    1. Развитие навыков конструктивного взаимодействия в семье между супругами, между родителями и детьми.
    2. Формирование позиции сознательного родительства, отработка практических умений и навыков.
    3. Формирование оптимальной репродуктивной перспективы молодой семьи.

    Категория и число участников: молодые супружеские пары вступившие в брак менее года, не имеющие детей - 6 пар, и многодетные семьи – 4 пары.

    Место и время проведения: лагерь «Звездочка, 1-2 декада октября: пятница-воскресенье.

    Содержание: В течение 2-полных дней на базе ДОЛ «Звездочка» все участники лагеря включаются в разные формы и виды работ, которые направлены на сплочение семей, актуализацию психологической и социальной функций семьи как социального института. В свободное время от занятий с психологами все члены семей участвуют в творческом представлении «Давайте познакомимся», в фитнес-занятиях, встречах у костра, ночном сафари, в дискотеках, в игре «Найди клад», совместных играх и конкурсах детей и взрослых

    Данная программа разработана с 2006 г. За это время в лагере выходного дня приняло участие более 60 семей зареченцев. Отзывы: «Надо почаще быть всей семье вместе и участвовать в таких программах». «Мы поняли, что семейная жизнь-это старания и труд обоих супругов», « Пусть через такой лагерь пройдут все молодые семьи-очень полезное дело».